Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Школа молодого специалиста

Дата: 18 апреля 2019 в 13:53, Обновлено 24 апреля 2019 в 20:06

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Школа молодого учителя (далее - ШМУ) – это коллегиальный орган учреждения образования, который организует свою деятельность для начинающих профессиональный путь учителей.

2.Цель работы ШМУ:

создание условий для формирования профессиональной компетенции молодых специалистов, их личностно-профессионального развития;

планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающих учителей;

оказание методической помощи в профессиональной деятельности, профессиональном развитии начинающих педагогов;

формирование потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности каждого педагога.

3.Задачи ШМУ:

обеспечить успешную адаптацию молодых учителей к профессии;

способствовать развитию личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма;

содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодых учителей;

 пропагандировать педагогическое мастерство опытных учителей, оказывать помощь в совершенствовании знаний в вопросах методики, педагогики, психологии.

4. ШМУ организуется при наличии двух и более молодых учителей со стажем до двух лет. Деятельность регламентируется настоящим Положением, утверждаемым директором учреждения.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШМУ

5. Возглавляет ШМУ заместитель директора по учебной работе.

6.  В рамках работы ШМУ к молодым специалистам может быть прикреплен учитель-наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов учреждения, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области педагогики, методики и психологии.

ШМУ организует свою работу в соответствии с планом учреждения образования на текущий учебный год. План составляется руководителем ШМУ при непосредственном участии учителей-наставников на основании результатов диагностики затруднений молодого учителя в вопросах организации обучения и воспитания, рассматривается на одном из заседаний. План работы ШМУ утверждается Методическим Советом учреждения.

Заседания ШМУ проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем ШМУ и секретарем.

Между заседаниями:

проводятся индивидуальные консультации по основным вопросам образовательного процесса;

осуществляется совместная деятельность учителя-наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;

организуется обмен опытом работы учителей-наставников с молодыми специалистами;

осуществляется взаимопосещение учебных занятий и внеучебных мероприятий у молодых учителей и учителей-наставников;

оказываетсяпомощь молодым учителям по вопросам самообразования.

Контроль за деятельностью ШМУ осуществляется заместителем директора по учебной работе в соответствии с планом работы учреждения образования.

ГЛАВА 3

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШМУ

Руководитель ШМУ обязан:

знакомить молодого специалиста с основными направлениями деятельности педагогического коллектива учреждения образования;

помогать анализировать учебные программы и пояснительные записки к ним;

оказывать помощь (при необходимости) в составлении календарно-тематического плана, в подборке материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ, тематических экскурсий, в выборе наглядных пособий и др.;

проводить обучение конструированию учебных занятий и внеучебных мероприятий;

выявить и устранять затруднения в организации учебных занятий;

посещать учебные занятия молодых учителей с последующим подробным анализом;

контролировать и направлять работу молодых специалистов по самообразованию;

изучать деловые и нравственные качества молодых учителей, их отношение к проведению занятий, педагогическому коллективу, учащимся и их родителей, увлечения, наклонности;

личным примером развивать положительные качества молодых специалистов, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодых специалистов.

Руководитель ШМУ имеет право:

запрашивать отчет о результатах педагогической деятельности молодых педагогов;

привлекать к работе с молодыми специалистами других педагогических работников учреждения образования.

ГЛАВА 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Молодой учитель обязан:

знать нормативные правовые документы в сфере общего среднего образования;

постоянно работать над повышением профессионального уровня;

совершенствовать свой образовательный и культурный уровень;

 учиться у учителя-наставника профессиональному мастерству;

заниматься самообразованием;

периодически отчитываться о своей работе;

Молодой учитель имеет право:

повышать квалификацию в удобной для себя форме;

участвовать в работе МФ по соответствующему учебному предмету и в работе других методических формирований учреждения образования;

принимать участие в конференциях, семинарах, творческих и педагогических мастерских, проводимых на базе учреждения образования;

 вносить предложения по совершенствованию работы ШМУ;

защищать профессиональную честь и достоинство.

Документация ШМУ:

приказ руководителя учреждения об организации методической работы;

положение о ШМУ;

план работы ШМУ;

протоколы заседания ШМУ;

банк данных об учителях-наставниках и молодых специалистах;

анализ работы ШМУ.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЕ СТАЖЁРА

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школа стажёра является подразделением методической службы учреждения, осуществляющей работу с молодыми специалистами.

1.2. Школа создаётся приказом по учреждению образования «Об организации методической работы в учреждении образования».

1.3. В своей работе Школа руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом учреждения, решениями методического совета учреждения образования, приказам директора, настоящим ПОЛОЖЕНИЕМ.

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ СТАЖЁРА

2.1. Целью работы Школы стажёра является создание условий для личностного и профессионального роста молодых педагогов, их самореализации и социализации средствами методической работы.

2.2. Задачами деятельности Школы стажёра являются:

приобретение практических навыков, необходимых для практической работы.

умение принять теоретические знания, полученные в учебных заведениях, в конкретной практической работе.

приобретение и совершенствование педагогических навыков воспитательной работы с детьми.

выявление деловых качеств молодого специалиста в целях наиболее рационального использования его в системе народного образования.

изучение передового педагогического опыта и дальнейшее освоение разнообразных методов и современных технологических средств обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ СТАЖЁРА

Семинары.

Практикумы.

Лекции.

Индивидуальные консультации.

Взаимопосещение учебных занятий.

Проведение мастер-классов для молодых учителей.

Наставничество и т.д.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ СТАЖЁРА

Знакомство с нормативной правовой базой.

Изучение технической базы, лабораторного оборудования учреждения образования для последующего использования в своей работе.

Практическое изучение основ диагностики, прогнозирования, планирования, организации учебной деятельности.

Изучение передового педагогического опыта.

Знакомство, изучение и внедрение новых педагогических технологий.

Отработка практических навыков по организации учебной деятельности.

Систематическое знакомство с новинками педагогической и методической литературы и участие в её обсуждении.

Разрабатывает не менее двух уроков по предмету и одно внеклассное мероприятие для представления их на защиту стажёрской практики.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ СТАЖЁРА

5.1. Работу возглавляет заместитель директора по учебной работе, в должностные обязанности которой входит работа с молодыми специалистами-стажёрами, привлекаются опытные педагоги.

5.2. Работа проводится в соответствии с планом на текущий год. План составляется заместителем директора по учебной работе.

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ СТАЖЁРА

Приказ об открытии Школы стажёра.

Положение о Школе стажёра.

План работы Школы стажёра.

Анализ работы за год.

Протоколы заседаний.

       Банк данных об учителях-стажёрах.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1  Настоящее Положение о наставничестве в учреждении образования (далее – Положение) разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2.

1.2 В настоящем Положении используются следующие понятия:

1.2.1 наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;  

1.2.2 педагог-наставник – высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;

1.2.3. молодой специалист  – лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.

1.3. Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими педагогического стажа или имеющими педагогический стаж не более 2 лет. Оно предусматривает систематическую  индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.      

1.4. Правовой основой школьного наставничества являются настоящее По­ложение, другие нормативные акты Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие вопросы про­фессиональной подготовки учителей и специалистов учреждения образования.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказа­ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:

привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за­крепление учителей в учреждении образования;

ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способ­ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно­сти по занимаемой должности;

адаптация  к корпоративной  культуре, усвоение лучших традиций  коллектива учреждения и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

3.1 Наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2   Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организовано  наставничество.

3.3 Заместитель директора по учебной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы.

3.4 Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

3.6 Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

 выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

 учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

3.7 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  увольнения наставника;

  перевода на другую работу подшефного или наставника;

  привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

  психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.8  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества.

3.9. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА

4.1 знать требования законодательства в сфере образования,  нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

4.2 разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

4.3 изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;

4.4 знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

4.5 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

4.6 контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

4.7 давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

4.8 оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

4.9 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

4.10 периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

4.11 подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. ПРАВА НАСТАВНИКА

5.1 осуществлять обучение молодого педагогического работника в установленные сроки;

5.2 с согласия заместителя директора по учебной работе подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;

5.3 требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;

5.4 ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.

6. ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

6.1 изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

6.2 исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;

6.3 выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

6.4постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

6.5 учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

6.6 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

6.7 периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

7.1 обращаться за помощью к своему наставнику;

7.2 вносить на рассмотрение руководства школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

7.3 защищать профессиональную честь и достоинство;

7.4 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

7.5 повышать квалификацию;

7.6 выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.

8. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА

8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.

8.2 Заместитель директора по учебной работе обязан:

8.2.1представить назначенного молодого специалиста учителям школы, познакомить с приказом о закреплении за ним наставника;

8.2.2 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

8.2.3 посещать отдельные учебные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

8.2.4организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

8.2.5 изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

Руководитель методического формирования обязан:

рассмотреть на заседании методического формирования индивидуальный план работы наставника;

провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соот­ветствии с настоящим Положением;

осуществлять систематический контроль работы наставника;

заслушать и утвердить на заседании методического формирования отчеты моло­дого специалиста и наставника и представить их заместителю директора учреждения образования по учебной работе.

9. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

9.1 настоящее Положение;

9.2 приказ директора учреждения об организации наставничества;

9.3 планы работы учреждения, методического объединения;

9.4 протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;

9.5 методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

План мероприятий

«Школы молодого учителя»

государственного учреждения образования «Средняя школа №5 г. Новогрудка»

в 2018/2019 учебном году

(1-й год обучения)

Цель: Выявить педагогические способности у учителей-стажёров и молодых специалистов для совершенствования профессионального мастерства.

Задачи:

1.      Обеспечение целостной подготовки учителей по вопросам педагогики, психологии, преподаваемому предмету.

2.      Вооружение учителей системой передовых и наиболее эффективных приёмов и методов, выбора оптимальных средств обучения на основе внедрения в практику достижений педагогической науки, передового опыта.

3.      Приобретение молодыми специалистами необходимых практических и организационных навыков, изучение специфики предмета.

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

1.

Собеседование с молодым специалистом, выбор наставника

Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе, руководители методических формирования

С 20 по 31 августа

2.

Инструктаж по ведению школьной документации

Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе

С 27 по 31 августа

3.

Организация посещения уроков молодого специалиста учителями-наставниками с целью оказания методической помощи

Руководители методических формирований, учителя-наставники

В течение года

4.

Посещение уроков молодого специалиста членами администрации, руководителями методических объединений

Е.Н.Казак,  заместитель  директора по учебной работе, руководители методических формирований

В течение года

5.

Посещение молодыми учителями уроков творчески работающих учителей

Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе

В течение года

6.

Собеседование с учителями-наставниками.

Е.Н.Казак,  заместитель директора по учебной работе

В течение года

7.

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе

Е.Н.Казак, зам. директора по учебной работе, Е.В.Шапошникова, педагог-психолог

В течение года

План работы наставника

Исаевой Ларисы Петровны

по адаптации к педагогической деятельности

молодого специалиста Муриченковой Александры Владимировны

(2 год работы)

п/п

Содержание мероприятия

Срок

Форма

отчетности

1. Подготовительная часть

1.1

Изучение нормативной документации на новый учебный год

август

Обновление методической папки

1.2

Подготовка информационных материалов (правила внутреннего распорядка: режим работы учреждения и т. п.)

август

Конспект основных положений в рабочей

тетради

1.3

Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности

сентябрь

2. Общая часть

2.1

Собеседование по нормативным документам преподаваемого учебного предмета

30.08.2018

Зачет

2.2

Рекомендации по обновлению методического материала  учебного кабинета

1-ая неделя сентября,

в течение года

3. Индивидуальная часть

3.1

Совместная разработка системы учебных занятий по теме или отдельного учебного занятия, внеклассного мероприятия

В течение года

Конспекты  учебных занятий и их анализ

3.2

Совместная подготовка и отбор дидактического материала для учебных занятий

В течение года

3.3

Посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий с последующим подробным анализом

В течение года

Конспекты посещенных учебных занятий, мероприятий и их анализ

3.4

Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания

В течение года

3.5

Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам

В течение года

3.6

Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия

В течение года

3.7

Отчет о проделанной работе на заседании методического формирования

Май 2019

Доклад

3.8

Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации

Май 2019

Характеристика

План работы наставника

Валентюкевич Елены Владимировны

по адаптации к педагогической деятельности

молодого специалиста Шах Татьяны Михайловны (1 год работы)

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок

Форма

отчетности

1. Подготовительная часть

1.1

Изучение должностной инструкции педагога-организатора

август

Собеседование

1.2

Подготовка информационных материалов (списки администрации: должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета; правила внутреннего распорядка: режим работы учреждения и т. п.)

август

Конспект основных положений

1.3

Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности

сентябрь

2. Общая часть

2.1

Вводное собеседование по нормативной документации по преподаваемому предмету

30.08.2018

Составление методической папки

2.2

Ознакомление с учреждением образования и  его сотрудниками

1-ая неделя сентября

2.3

Ознакомление с учебным кабинетом

1-ая неделя сентября

2.4

Собеседование с администрацией учреждения

03.09.2018

3. Индивидуальная часть

3.1

Совместная разработка системы работы педагога-организатора по направлениям работы

В течение года

Конспекты  учебных занятий, их анализ

3.2

Совместная подготовка и отбор дидактического материала для учебных занятий

В течение года

3.3

Анализ проведенных внешкольных и внеклассных мероприятий

В течение года

Конспекты мероприятий и их анализ

3.4

Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания

В течение года

3.5

Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам

В течение года

3.6

Консультация по частным вопросам методики проведения внешкольных мероприятий

В течение года

3.7

Отчет о проделанной работе на заседании методического формирования

Май 2019

Презентация материала

3.8

Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации

Май 2019

Характеристика

Советы молодому специалисту 

Анкетирование

Тесты

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.