Учет особенностей учащихся класса:
- успеваемость;
- отношение учащихся к предмету;
- темп работы;
- сформированность учебных умений;
- общая подготовленность учащихся;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
- общая дисциплина учащихся.
Учет своих индивидуальных особенностей:
- тип нервной системы;
- коммуникативность;
- эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
- управление восприятием нового учебного материала учащимися;
- умение преодолеть плохое настроение;
- уверенность в своих знаниях, умениях;
- наличие умений импровизации;
- умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ЭСО.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока
Общие
- Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
- Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
- Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
- Обозначить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке учащиеся.
- Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
- Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
- Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, последовательно вести их к намеченным целям.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учащихся, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
- Не перебивать учащегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли учащиеся требование.
- Пристально следить за откликом учащихся на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учащихся.
- Предъявленное требование к учащимся обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.
Ошибки, допускаемые начинающим учителем
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися
- проявление невнимания к одаренным учащимся;
- проявление невнимания к слабоуспевающим учащимся;
- предъявление непосильных требований к учащимся;
- необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;
- нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет;
- проявление фактов грубого обращения с учащимися;
- стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель - учащийся»;
- неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
- незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;
- невыполнение данных учащимся обещаний;
- неоправданная апелляция по мелочам к администрации учреждения;
- излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;
- жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями
- неуважение к опыту и мудрости старших;
- бестактность в обращении со старшими;
- стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;
- пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
- неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;
- обсуждение учителей «за глаза» или вместе с детьми.
Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой
- необъективная оценка результатов работы своих товарищей;
- отсутствие критического отношения к поведению товарищей;
- нетребовательность друг к другу;
- неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо «Вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»).
Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя
- стремление переложить порученное дело на другого;
- невыполнение прямых обязанностей;
- отсутствие инициативы и творческого начала в работе;
- недисциплинированность;
- нарушение норм и правил этикета.
Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе
- недостаточное знание предмета и методики изложения;
- неумение управлять своим состоянием;
- отсутствие навыков общения;
- неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
- неумение правильно действовать в различных ситуациях;
- медленная реакция, рассеянность на уроке;
- мышечные зажимы, скованность.
Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей
- самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
- формальное отношение к выполнению своих обязанностей;
- категоричность суждений.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
- Выделение главного материала, который должен учащийся понять и запомнить на уроке.
- Формулирование образовательных задач урока.
- Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
- Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
- Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
- Проверка оборудования и технических средств обучения.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Предусматривание объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
- Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.
- Составление списка учащихся, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
- Продумывание форм подведения итогов урока.
- Планирование внеклассной работы по данной теме.
- Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Примерное содержание разделов поурочного плана
Тема учебного занятия
- Дидактическая цель и задачи учебного занятия.
- Тип, структура учебного занятия.
- Общие методы. Приемы работы учеников.
- Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭСО.
Повторение опорных знаний
- Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
- Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
- Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний
- Новые понятия, законы и способы усвоения.
- Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
- Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
- Проблемные и информационные вопросы.
- Варианты решения проблемы.
- Варианты закрепления изученного.
Формирование умений и навыков
- Конкретные умения и навыки для отработки.
- Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
- Способы «обратной связи».
- Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
Домашнее задание
- Что повторять и приготовить к уроку.
- Творческая самостоятельная работа.
- Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Основные этапы современного учебного занятия
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащегося к уроку;
- проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
- проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
- постановка цели и задач урока перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
- первичная проверка понимания нового материала;
- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
- подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
Примерная схема календарно-тематического плана
Общие вопросы плана:
1 - дата:
2 - номер урока по теме;
3 - тема урока;
4 - тип урока;
5 - триединая задача урока;
6 - методы обучения;
7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;
8 - виды контроля знаний и обратной связи;
9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке.
Частные вопросы, решаемые на уроке:
1 - реализация воспитательного потенциала урока;
2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;
3 - дидактические средства урока;
4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;
5 - методы закрепления пройденного на уроке;
6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).