ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Школа молодого учителя (далее - ШМУ) – это коллегиальный орган учреждения образования, который организует свою деятельность для начинающих профессиональный путь учителей.
2.Цель работы ШМУ:
создание условий для формирования профессиональной компетенции молодых специалистов, их личностно-профессионального развития;
планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающих учителей;
оказание методической помощи в профессиональной деятельности, профессиональном развитии начинающих педагогов;
формирование потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности каждого педагога.
3.Задачи ШМУ:
обеспечить успешную адаптацию молодых учителей к профессии;
способствовать развитию личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма;
содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодых учителей;
пропагандировать педагогическое мастерство опытных учителей, оказывать помощь в совершенствовании знаний в вопросах методики, педагогики, психологии.
4. ШМУ организуется при наличии двух и более молодых учителей со стажем до двух лет. Деятельность регламентируется настоящим Положением, утверждаемым директором учреждения.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШМУ
5. Возглавляет ШМУ заместитель директора по учебной работе.
6. В рамках работы ШМУ к молодым специалистам может быть прикреплен учитель-наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов учреждения, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области педагогики, методики и психологии.
ШМУ организует свою работу в соответствии с планом учреждения образования на текущий учебный год. План составляется руководителем ШМУ при непосредственном участии учителей-наставников на основании результатов диагностики затруднений молодого учителя в вопросах организации обучения и воспитания, рассматривается на одном из заседаний. План работы ШМУ утверждается Методическим Советом учреждения.
Заседания ШМУ проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем ШМУ и секретарем.
Между заседаниями:
проводятся индивидуальные консультации по основным вопросам образовательного процесса;
осуществляется совместная деятельность учителя-наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;
организуется обмен опытом работы учителей-наставников с молодыми специалистами;
осуществляется взаимопосещение учебных занятий и внеучебных мероприятий у молодых учителей и учителей-наставников;
оказываетсяпомощь молодым учителям по вопросам самообразования.
Контроль за деятельностью ШМУ осуществляется заместителем директора по учебной работе в соответствии с планом работы учреждения образования.
ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШМУ
Руководитель ШМУ обязан:
знакомить молодого специалиста с основными направлениями деятельности педагогического коллектива учреждения образования;
помогать анализировать учебные программы и пояснительные записки к ним;
оказывать помощь (при необходимости) в составлении календарно-тематического плана, в подборке материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ, тематических экскурсий, в выборе наглядных пособий и др.;
проводить обучение конструированию учебных занятий и внеучебных мероприятий;
выявить и устранять затруднения в организации учебных занятий;
посещать учебные занятия молодых учителей с последующим подробным анализом;
контролировать и направлять работу молодых специалистов по самообразованию;
изучать деловые и нравственные качества молодых учителей, их отношение к проведению занятий, педагогическому коллективу, учащимся и их родителей, увлечения, наклонности;
личным примером развивать положительные качества молодых специалистов, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодых специалистов.
Руководитель ШМУ имеет право:
запрашивать отчет о результатах педагогической деятельности молодых педагогов;
привлекать к работе с молодыми специалистами других педагогических работников учреждения образования.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Молодой учитель обязан:
знать нормативные правовые документы в сфере общего среднего образования;
постоянно работать над повышением профессионального уровня;
совершенствовать свой образовательный и культурный уровень;
учиться у учителя-наставника профессиональному мастерству;
заниматься самообразованием;
периодически отчитываться о своей работе;
Молодой учитель имеет право:
повышать квалификацию в удобной для себя форме;
участвовать в работе МФ по соответствующему учебному предмету и в работе других методических формирований учреждения образования;
принимать участие в конференциях, семинарах, творческих и педагогических мастерских, проводимых на базе учреждения образования;
вносить предложения по совершенствованию работы ШМУ;
защищать профессиональную честь и достоинство.
Документация ШМУ:
приказ руководителя учреждения об организации методической работы;
положение о ШМУ;
план работы ШМУ;
протоколы заседания ШМУ;
банк данных об учителях-наставниках и молодых специалистах;
анализ работы ШМУ.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЕ СТАЖЁРА
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Школа стажёра является подразделением методической службы учреждения, осуществляющей работу с молодыми специалистами.
1.2. Школа создаётся приказом по учреждению образования «Об организации методической работы в учреждении образования».
1.3. В своей работе Школа руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом учреждения, решениями методического совета учреждения образования, приказам директора, настоящим ПОЛОЖЕНИЕМ.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ СТАЖЁРА
2.1. Целью работы Школы стажёра является создание условий для личностного и профессионального роста молодых педагогов, их самореализации и социализации средствами методической работы.
2.2. Задачами деятельности Школы стажёра являются:
приобретение практических навыков, необходимых для практической работы.
умение принять теоретические знания, полученные в учебных заведениях, в конкретной практической работе.
приобретение и совершенствование педагогических навыков воспитательной работы с детьми.
выявление деловых качеств молодого специалиста в целях наиболее рационального использования его в системе народного образования.
изучение передового педагогического опыта и дальнейшее освоение разнообразных методов и современных технологических средств обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ СТАЖЁРА
Семинары.
Практикумы.
Лекции.
Индивидуальные консультации.
Взаимопосещение учебных занятий.
Проведение мастер-классов для молодых учителей.
Наставничество и т.д.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ СТАЖЁРА
Знакомство с нормативной правовой базой.
Изучение технической базы, лабораторного оборудования учреждения образования для последующего использования в своей работе.
Практическое изучение основ диагностики, прогнозирования, планирования, организации учебной деятельности.
Изучение передового педагогического опыта.
Знакомство, изучение и внедрение новых педагогических технологий.
Отработка практических навыков по организации учебной деятельности.
Систематическое знакомство с новинками педагогической и методической литературы и участие в её обсуждении.
Разрабатывает не менее двух уроков по предмету и одно внеклассное мероприятие для представления их на защиту стажёрской практики.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ СТАЖЁРА
5.1. Работу возглавляет заместитель директора по учебной работе, в должностные обязанности которой входит работа с молодыми специалистами-стажёрами, привлекаются опытные педагоги.
5.2. Работа проводится в соответствии с планом на текущий год. План составляется заместителем директора по учебной работе.
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ СТАЖЁРА
Приказ об открытии Школы стажёра.
Положение о Школе стажёра.
План работы Школы стажёра.
Анализ работы за год.
Протоколы заседаний.
Банк данных об учителях-стажёрах.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение о наставничестве в учреждении образования (далее – Положение) разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2.
1.2 В настоящем Положении используются следующие понятия:
1.2.1 наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;
1.2.2 педагог-наставник – высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;
1.2.3. молодой специалист – лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.
1.3. Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими педагогического стажа или имеющими педагогический стаж не более 2 лет. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.4. Правовой основой школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов учреждения образования.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в учреждении образования;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива учреждения и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1 Наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2 Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организовано наставничество.
3.3 Заместитель директора по учебной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы.
3.4 Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6 Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8 Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества.
3.9. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
4.1 знать требования законодательства в сфере образования, нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
4.2 разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
4.3 изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;
4.4 знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
4.5 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
4.6 контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
4.7 давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
4.8 оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
4.9 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
4.10 периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
4.11 подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. ПРАВА НАСТАВНИКА
5.1 осуществлять обучение молодого педагогического работника в установленные сроки;
5.2 с согласия заместителя директора по учебной работе подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
5.3 требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;
5.4 ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.
6. ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
6.1 изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
6.2 исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;
6.3 выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
6.4постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
6.5 учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
6.6 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
6.7 периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
7.1 обращаться за помощью к своему наставнику;
7.2 вносить на рассмотрение руководства школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
7.3 защищать профессиональную честь и достоинство;
7.4 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
7.5 повышать квалификацию;
7.6 выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.
8. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА
8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2 Заместитель директора по учебной работе обязан:
8.2.1представить назначенного молодого специалиста учителям школы, познакомить с приказом о закреплении за ним наставника;
8.2.2 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
8.2.3 посещать отдельные учебные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
8.2.4организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
8.2.5 изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического формирования обязан:
рассмотреть на заседании методического формирования индивидуальный план работы наставника;
провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании методического формирования отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора учреждения образования по учебной работе.
9. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
9.1 настоящее Положение;
9.2 приказ директора учреждения об организации наставничества;
9.3 планы работы учреждения, методического объединения;
9.4 протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
9.5 методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
План мероприятий
«Школы молодого учителя»
государственного учреждения образования «Средняя школа №5 г. Новогрудка»
в 2018/2019 учебном году
(1-й год обучения)
Цель: Выявить педагогические способности у учителей-стажёров и молодых специалистов для совершенствования профессионального мастерства.
Задачи:
1. Обеспечение целостной подготовки учителей по вопросам педагогики, психологии, преподаваемому предмету.
2. Вооружение учителей системой передовых и наиболее эффективных приёмов и методов, выбора оптимальных средств обучения на основе внедрения в практику достижений педагогической науки, передового опыта.
3. Приобретение молодыми специалистами необходимых практических и организационных навыков, изучение специфики предмета.
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Собеседование с молодым специалистом, выбор наставника |
Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе, руководители методических формирования |
С 20 по 31 августа |
2. |
Инструктаж по ведению школьной документации |
Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе |
С 27 по 31 августа |
3. |
Организация посещения уроков молодого специалиста учителями-наставниками с целью оказания методической помощи |
Руководители методических формирований, учителя-наставники |
В течение года |
4. |
Посещение уроков молодого специалиста членами администрации, руководителями методических объединений |
Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе, руководители методических формирований |
В течение года |
5. |
Посещение молодыми учителями уроков творчески работающих учителей |
Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе |
В течение года |
6. |
Собеседование с учителями-наставниками. |
Е.Н.Казак, заместитель директора по учебной работе |
В течение года |
7. |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе |
Е.Н.Казак, зам. директора по учебной работе, Е.В.Шапошникова, педагог-психолог |
В течение года |
План работы наставника
Исаевой Ларисы Петровны
по адаптации к педагогической деятельности
молодого специалиста Муриченковой Александры Владимировны
(2 год работы)
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок |
Форма отчетности |
1. Подготовительная часть |
|||
1.1 |
Изучение нормативной документации на новый учебный год |
август |
Обновление методической папки |
1.2 |
Подготовка информационных материалов (правила внутреннего распорядка: режим работы учреждения и т. п.) |
август |
Конспект основных положений в рабочей тетради |
1.3 |
Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности |
сентябрь |
|
2. Общая часть |
|||
2.1 |
Собеседование по нормативным документам преподаваемого учебного предмета |
30.08.2018 |
Зачет |
2.2 |
Рекомендации по обновлению методического материала учебного кабинета |
1-ая неделя сентября, в течение года |
|
3. Индивидуальная часть |
|||
3.1 |
Совместная разработка системы учебных занятий по теме или отдельного учебного занятия, внеклассного мероприятия |
В течение года |
Конспекты учебных занятий и их анализ |
3.2 |
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для учебных занятий |
В течение года |
|
3.3 |
Посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий с последующим подробным анализом |
В течение года |
Конспекты посещенных учебных занятий, мероприятий и их анализ |
3.4 |
Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания |
В течение года |
|
3.5 |
Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам |
В течение года |
|
3.6 |
Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия |
В течение года |
|
3.7 |
Отчет о проделанной работе на заседании методического формирования |
Май 2019 |
Доклад |
3.8 |
Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации |
Май 2019 |
Характеристика |
План работы наставника
Валентюкевич Елены Владимировны
по адаптации к педагогической деятельности
молодого специалиста Шах Татьяны Михайловны (1 год работы)
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок |
Форма отчетности |
1. Подготовительная часть |
|||
1.1 |
Изучение должностной инструкции педагога-организатора |
август |
Собеседование |
1.2 |
Подготовка информационных материалов (списки администрации: должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета; правила внутреннего распорядка: режим работы учреждения и т. п.) |
август |
Конспект основных положений |
1.3 |
Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности |
сентябрь |
|
2. Общая часть |
|||
2.1 |
Вводное собеседование по нормативной документации по преподаваемому предмету |
30.08.2018 |
Составление методической папки |
2.2 |
Ознакомление с учреждением образования и его сотрудниками |
1-ая неделя сентября |
|
2.3 |
Ознакомление с учебным кабинетом |
1-ая неделя сентября |
|
2.4 |
Собеседование с администрацией учреждения |
03.09.2018 |
|
3. Индивидуальная часть |
|||
3.1 |
Совместная разработка системы работы педагога-организатора по направлениям работы |
В течение года |
Конспекты учебных занятий, их анализ |
3.2 |
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для учебных занятий |
В течение года |
|
3.3 |
Анализ проведенных внешкольных и внеклассных мероприятий |
В течение года |
Конспекты мероприятий и их анализ |
3.4 |
Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания |
В течение года |
|
3.5 |
Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам |
В течение года |
|
3.6 |
Консультация по частным вопросам методики проведения внешкольных мероприятий |
В течение года |
|
3.7 |
Отчет о проделанной работе на заседании методического формирования |
Май 2019 |
Презентация материала |
3.8 |
Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации |
Май 2019 |
Характеристика |